Джиоев Константин Иванович

Джиоев Константин Иванович

По числу Героев Советского Союза и генералов Осетия занимает лидирующее место. Один из тех, кто прославил Осетию — генерал-майор артиллерии Константин Иванович Джиоев. Он прожил богатую событиями жизнь, отдав ее целиком служению Отечеству, народу.

В 15 лет он покинул родную деревушку и прошел славный путь от полуграмотного мальчишки до генерал-майора. Всем своим успехам он обязан своему упорству, настойчивости, трудолюбию, ну и конечно, природным данным. Он брался за учебу, когда выдавалась такая возможность; он воевал, поднимал моральный дух молодых бойцов, воспитывал в них чувство патриотизма, веру в правоту их дела. После ВОВ он долгие годы служил в разных уголках большой страны. Родился будущий генерал в с.Морго Дзауского района в декабре 1916 года в многодетной семье. Новорожденного нарекли именем Коста в честь великого поэта. А весной следующего года отец Коста и два его брата с семьями переселились на более плодородные земли.

Так образовалось в Знаурском районе новое село Ионча. Начальную школу Коста окончил в селе, а в 1930 г. поступил в трудовую школу г.Цхинвала. Спустя два года старший брат Василий, который учился в Ростове-на-Дону, забрал его с собой для продолжения учебы. Он поехал учиться, зная на русском языке всего несколько слов. Поэтому ему было трудно учиться на рабфаке при университете, но он быстро постигал язык, и в 1935 году с отличием завершил учебу.

Вернулся на родину, начал работать завучем Зиулетской школы, через три года он — заведующий финотделом Знаурского района, еще через год — инструктор Юго-Осетинского обкома партии. С этой должности Коста был призван в армию в мае 1940 года. К тому времени он женился, появились дети. Службу начал в г. Тбилиси в 415-м зенитно-артиллерийском полку ПВО красноармейцем. Вскоре его направили на курсы политсовета в Азербайджан.

Началась война, а курсант все еще «отсиживался» в тылу. Он настойчиво подавал рапорта командованию и, наконец, получил назначение в политотдел 9-го стрелкового полка, воевавшего под г.Орджоникидзе. Перед группировкой советских войск на Северном Кавказе была поставлена задача остановить во что бы то ни стало дальнейшее продвижение противника, самим перейти в решительное наступление и очистить Кавказ от фашистской чумы. Для усиления указанной группировки и был сформирован 9-й корпус, в составе которого К.Джиоев воевал в должности помощника начальника политотдела корпуса по комсомольской работе до конца 1943 года. 9-й стрелковый корпус оборонял г.Орджоникидзе и подступы к нему. Враг любой ценой хотел захватить город, сосредоточив здесь большие силы, и в начале ноября 1942 года, прорвав оборону, вышел к его пригороду, захватив с.Гизель. Но расчеты противника не оправдались. Под мощным ударом советских войск и народных ополченцев гитлеровские войска вынуждены были остановиться. Более пяти дней шли ожесточенные бои. Советские воины стояли насмерть у стен столицы Северной Осетии. Петр Барбашов своим телом закрыл амбразуру вражеского дзота. Ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза, а памятник, установленный в с. Гизель, напоминает о героизме советского солдата. Ценой больших усилий и жертв враг был остановлен, а потом в результате контрнаступления наших войск был отброшен за пределы Северного Кавказа. Константин Иванович пишет в своей книге «С высоты «восемьдесят»: «Коммунистам и комсомольцам были даны индивидуальные задания помогать молодым воинам быстрее пройти период становления.

Работа эта велась порой ночью, прямо там, где воины занимались оборудованием огневых позиций для орудий, рыли траншеи и окопы. Командиры, политработники всячески внушали, особенно молодым воинам, что при настоящем упорстве, усердии и настойчивости в выполнении боевой задачи даже невозможное может стать возможным. В этом я и сам убедился во время войны…».

В начале 1943 г. от фашистов был освобожден Моздок. Командующий 44-й армией генерал-майор Мельник отметил большую роль 9-го стрелкового корпуса в деле ликвидации моздокской группировки противника. По его ходатайству корпус был награжден орденом Красного Знамени, стал называться Краснознаменным. Свою лепту в успех советских войск внес и наш молодой 25-летний земляк.

Джиоев Константин
джиоев константин иванович
Джиоев Константин

Вот строки из донесения командования: «Во всех наступательных боях политработники шли в передовых линиях, личным примером мужества и храбрости увлекая за собой личный состав подразделения. Помощник начальника политотдела корпуса старший лейтенант Джиоев показал образцы героизма и умения организовать политработу в сложных условиях боя. В бою 18-го февраля 1943 г. 43-я ОСБр имела боевую задачу форсировать реку Ангелинский Ерин и овладеть хутором Ангелинский.

Противник шесть раз контратаковал наши боевые порядки. Джиоев, оставаясь на передовой, организовал удержание занятого рубежа. Когда контратаки были отбиты, тов.Джиоев повел бойцов вперед и хутор был взят. За смелые боевые действия и умелую мобилизацию красноармейцев тов. Джиоев награжден медалью «За отвагу». Эта была первая боевая награда Константина Джиоева на фронте, политработники всегда поощрялись более скромно. В дальнейшем наш земляк участвовал в освобождении ст.Джерлиевская. В апреле стали готовиться к форсированию реки Кубань и 24 апреля операция успешно завершилась благодаря внезапности и дерзости наших воинов. В июне форсировали реку Курно. На этом рубеже, можно сказать, корпус закончил боевые действия за освобождение Северного Кавказа и Кубани, пройдя с боями около тысячи километров. Для усиления южного фронта командование решило перебросить туда в числе других соединений 9-й стрелковый корпус. Перед ним была поставлена задача овладеть городом Сталино (Донецк). Это произошло после трех суток непрерывных боев.

Всему личному составу 9-го корпуса была объявлена благодарность. Вечером Москва салютовала доблестным освободителям Донбасса. Это был первый салют в честь корпуса в его славной истории. Далее корпус двинулся к форсированию Днепра. 26 октября 1943 г. операция после 36 дней завершилась, путь к Днепру был открыт. В ноябре 1943 г. по приказу командования К.Джиоев был направлен в Москву на 10-месячные курсы политсостава. По окончании курсов в октябре 1944 г. был назначен заместителем начальника политотдела 26-й гвардейской бригады, где прослужил до августа 1947 года.

За успешные боевые действия при прорыве обороны противника в Прибалтике и выход в числе первых на побережье Балтийского моря 26-я гвардейская бригада была награждена орденом Суворова II степени. Несколько человек стали Героями Советского Союза. Сотни человек с февраля по апрель 1945 года были награждены орденами и медалями. Вот как описывает Константин Джиоев последние дни войны: «С 1 по 8 мая 1945 г. на нашем участке противник особой активности не проявлял. 8 мая в 15.00 после мощной обработки нашей авиацией переднего края противника по всему фронту над его огневыми позициями и траншеями были подняты белые флаги. Курляндская группировка немецких войск капитулировала… С 9-го по 15-е мая эта группировка полностью была разоружена нашими войсками и взята в плен…». Война для Константина Джиоева закончилась, но служба в армии продолжалась. В 1947 году Константин Иванович поступил в военно-политическую академию. Во время сдачи экзаменов конкурс был большой, но он успешно сдал экзамены. Из семи зачисленных на артиллерийский факультет лишь 11 учились на «отлично», получили красные дипломы и золотые медали. Среди них был и Константин Джиоев. Его фамилия была занесена на мраморную доску академии. После окончания академии он пожелал продолжить службу где-нибудь поближе к Осетии, был назначен в 50-ю зенитно-артиллерийскую дивизию Бакинского округа ПВО заместителем командира полка, после чего был назначен начальником политотдела 50-й дивизии ПВО страны. В 1956 году эта дивизия была расформирована и К.Джиоев был направлен в Ленинградский военный округ начальником политотдела учебного центра. Вскоре ему предложили должность начальника политотдела 23-го корпуса ПВО Дальневосточного военного округа. С большой теплотой пишет наш земляк о службе на Дальнем Востоке, о сослуживцах, местных жителях, о красоте природы, тайги. «Служба на Дальнем Востоке — это самые лучшие годы моей армейской жизни. Здесь же меня удостоили воинского звания генерал-майор артиллерии», — вспоминал К.Джиоев.

В 1968 году его перевели в район Кубинки Подмосковья начальником политотдела учебного центра противоракетной и противокосмической обороны войск ПВО страны. В этом учебном центре он прослужил до июля 1975 года. Здесь закончил службу в армии по истечении положенного срока. Ему устроили теплые проводы. Член Военного Совета войск ПВО страны генерал-полковник Иван Халипов вручил ему орден «За безупречную службу в Советской Армии», огласил благодарность главкома войск ПВО и вручил похвальную грамоту. Выйдя в отставку, Константин Иванович поселился с супругой в родном селе Ионча. Он мечтал об этом все годы военной службы, тем более, что родители были еще живы и ждали его. Он решал и обще-сельские проблемы, и вопросы личного благоустройства. При его активном участии в 1976 году был построен водопровод, чистая родниковая вода пришла в село. Вслед за этим началось строительство 3,5-километровой гравийной дороги от села Гобозтыкау до Ионча и осенью того же года автобус стал ездить в село. Генерал-майор принимал активное участие во всех общественных мероприятиях, в течение 12 лет был председателем областного комитета по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Но скоро всей этой налаженной жизни пришел конец. Причина — грузинская агрессия.

Нашествию подверглось и его родное село в тот момент, когда он находился у детей в Москве. Унесли из дома все ценности и имущество, а двухэтажный дом взорвали. Глубоко возмущенный грузинской агрессией генерал не сидел в Москве без дела, создал и возглавил комитет содействия нормализации обстановки в Южной Осетии. Члены комитета неоднократно обращались к руководителям страны за поддержкой и нередко получали ее. Он не мог бездействовать, когда его малая родина, которую он любил беспредельно — оказалась в беде. Но не в меньшей степени, по его собственному признанию, он любил и свою большую Родину. «Невозможно, не могу, права не имею не любить ту Родину, которая создала мне широкую возможность для моего физического, умственного и духовного развития, для получения образования, для нормального существования», — писал Константин Джиоев в своей книге.

Он и умер в Москве в феврале 2011 года на 96-м году жизни. Там же был похоронен с почестями. В разные годы Константин Джиоев награждался орденами Отечественной войны I степени, «За службу в Вооруженных силах СССР» III степени, двумя орденами Красной Звезды, 17 боевыми медалями, являлся кавалером ордена Почета Республики Южная Осетия. Честь и слава Константину Джиоеву, который вместе с миллионами советских людей боролся против немецких захватчиков и своими действиями приближал Победу! P.S.Все меньше наших ветеранов. Мне бы хотелось передать слова семидесятилетней соседки покойного генерала, которая отметила: «Благодаря Джиоеву мы были как одна семья. Встречая нас во дворое нашего большого дома в Одинцово, он непременно спрашивал каждого о здоровье, о семье и всегда просил обращаться к нему за помощью, если возникнут трудности. Каждая женщина в доме, независимо от возраста, считала себя первой красавицей, потому, что мы были первыми красавицами для генерала. А разве можно было недоверять словам замечательного, любимого всеми соседа? Константин Иванович всей своей жизнью, отношением к людям научил нас многому и мы знали, что самый лучший сосед в доме — осетин».

Хочу, чтобы также говорили обо всех осетинах, которых волею судьбы разбросало по миру: «самый лучший сосед в доме — осетин!» Рухсаг у.