Джиоев Руфин Ермолаевич
Майор Военно-Воздушных сил СССР, штурман эскадрильи, «Военный штурман 1-го класса», ветеран операции «Дунай» , кавалер ордена Красной Звезды Руфин Ермолаевич Джиоев. Награжден благодарностью Министра Обороны СССР Маршала Советского Союза Гречко согласно приказа №242 за выполнение интернационального долга. Награжден Благодарственной Грамотой «За безупречную службу в Вооруженных Силах Союза ССР» за подписью Главнокомандующего Военно-Воздушными силами главного маршала авиации П.Кутахова.
В период подготовки к проведению операции «Дунай» проходил службу в в/ч 26319 (ПрикВО), затем в в/ч пп 80676 в ЧССР. Руфин Ермолаевич родился в 1928 году. мать свою не помнил, она умерла, когда ему было 2 года. Отец с фронта вернулся в 1945 году и от множественных фронтовых ран умер в 1946 году.
Мы с Руфином Ермолаевичем познакомились в 1948 году. Он, окончив 1 курс Харьковского авиационного училища штурманов, приехал в отпуск, и навестил меня, студентку медицинского института. С тех давних пор мы были друзьями.
Каждый его отпуск мы проводили вместе В 1949 году окончил военное авиационное училище штурманов. С 1949 года по 1957 год служил на Камчатке в Дальневосточном военном округе. Летал на самолётах-бомбардировщиках ПО-2, ЛИ-2, ПЕ-2, А-20, Б-25, ИЛ-14, АН-2, ИЛ-28. В 1957 году переведён в Прибалтийский военный округ — сначала в Черняховск, потом в Ригу. Служил в военно-авиационной разведке до 1967 года. В 1967 году переведён во Львов (Прикарпатский военный округ).
В основном летал тогда на ИЛ-14. Я с дочерью осталась в Риге. В августе 1968 года ночью я случайно услышала сообщение Би-Би-Си о том, что «войска СССР вторглись на территорию ЧССР и оккупировали силами Прикарпатского военного округа». Я была в ужасе, ведь мой муж во Львове… В 6 часов утра позвонила в часть, где ранее служил муж, дежурному офицеру части. Просила его помочь мне добраться до Львова. После долгих уговоров военным самолётом, улетавшим во Львов, меня доставили туда.
Так я оказалась во Львове, в офицерском общежитии, где кроме меня и жены командира полка, никого не было. Все были на вылете. После обеда прилетел какой-то самолёт — это приземлился экипаж командира полка Иванова Николая Николаевича (он в Божем Даре тоже был командиром полка — если вспомните), и мой Руфин Ермолаевич… Я узнала, что они выполняют боевые задания по перевозке техники и войск в Чехословакию. 14 — 15 взлётов и посадок в Чехословакию выполняли в течение суток (из Ужгорода взлетали). Во Львов прилетали иногда минут на 30, не больше.
Летал мой Руфин Ермолаевич много, часто. Возил всех командующих, правительственных деятелей. Помню, полюбился он Гофману —Министру Национальной Обороны ГДР генералу Армии Хайнцу Гофману, и в Сочи, где отдыхало наше руководство, и в Москву — Гофман «требовал» Джиоева… Также и венгерские руководители и прочие… Ермолаевич был грамотный, безотказный, «безаварийный» в штурманском искусстве… Самые дальние, неизведанные маршруты доставались штурману эскадрильи.
Я не могу излагать Вам профессиональным языком, но знаю, что самые сложные, важные задания выполнял Джиоев.
Если бы кто-нибудь из сослуживцев охарактеризовал его, то сказал бы то же самое… Никогда не отстранился от полёта, ни по какой причине (простуда и прочее). И оценивали его по достоинству… Я, как вольнонаёмная, работала в батальонном госпитале (медсанчасти) врачом-хирургом, и при встрече мне восхваляли его как высоко профессионального, честного, принципиального штурмана и человека. Помню, прилетел к нам в Божий Дар Кутахов — генерал-полковник авиации, главком ВВС.
Посетил наш лазарет, мне пришлось ему небольшую помощь оказать, и наш начальник представил меня как жену штурмана эскадрильи… Он пожал мне руку и сказал: «Ваш муж мужественный человек». Он же и вручил ему благодарственную грамоту по выходе в запас… Награждён многими медалями — нет смысла перечислять… Вообщем, послужил мой Джиоев в самой военно-враждебной боевой обстановке… Славно, победоносно, хотя со многими жертвами, потерями многих жизней… Это был воистину интернациональный долг, во имя добра, мира и счастья. Только наши последователи всё уничтожили, перестроили, перечеркнув все доблестные достижения своих отцов и дедов…
С уважением — Джиоева Зара Владимировна.
Второй слева направо Джиоев Р.Е. в кругу сослуживцев- офицеров-авиаторов.
………..
Майор Военно-Воздушных сил СССР, штурман эскадрильи, «Военный штурман 1-го класса», ветеран операции «Дунай» , кавалер ордена Красной Звезды Руфин Ермолаевич Джиоев.
Награжден благодарностью Министра Обороны СССР Маршала Советского Союза Гречко согласно приказа №242 за выполнение интернационального долга. Награжден Благодарственной Грамотой «За безупречную службу в Вооруженных Силах Союза ССР» за подписью Главнокомандующего Военно-Воздушными силами главного маршала авиации П.Кутахова.
В период подготовки к проведению операции «Дунай» проходил службу в в/ч 26319 (ПрикВО), затем в в/ч пп 80676 в ЧССР.