Магрез и Александр Джиоевы

Магрез и Александр Джиоевы — художники во втором поколении. И хотя жизнь у братьев складывается непросто, они не пасуют перед трудностями и добиваются своего.

Старые обветшалые стены дома Джиоевых увешаны картинами – портреты, пейзажи, календари советских времен, рисунки карандашом. На пыльном полу лежат несколько незавершенных скульптур. Здесь труд двух поколений художников – отца и двух сыновей. Грустная картина и, одновременно, гордая и величавая.

Большая часть работ художника Валерия Джиоева пострадала во время войны в августе 2008 года. Эта же война не позволила его сыну Александру воплотить в жизнь свою мечту – получить образование в художественной академии Санкт-Петербурга. Надо было восстанавливать разрушенный отцовский дом.

Однако никакие трудности и отговоры не смогли остановить старшего сына Валерия – Магреза — взяться за дело всей жизни, поступить в ту же петербургскую академию и окончить ее с красным дипломом.

Цхинвальский Игорь Тальков

Мы наведались в гости к художникам без предупреждения. С виду кажется, что двухэтажный дом на улице Джабиева война обошла стороной – пластиковые окна, новая красная крыша, низкие голубые ворота, с которых давно сошла краска. Дверь открывает молодой голубоглазый парень с взъерошенными волосами и трехдневной щетиной. Первое, что бросается в глаза – его невероятное сходство с популярным рок-музыкантом советского периода Игорем Тальковым.

Это младший сын Валерия – Александр. За ним выбегают две собаки Пират и Рекс, они изучают непрошеных гостей и внимательно наблюдают за своим хозяином, не отходя от него далеко.

«Они не кусаются», – успокаивает он и приглашает нас в дом.

Александр провожает нас в небольшую багетную мастерскую на первом этаже дома. На маленьком столике в красиво оформленной рамке лежит указ президента России Дмитрия Медведева о признании независимости Южной Осетии. Указ подписан 11 лет назад, а дом Джиоевых все так же стоит с зияющими в потолке и на стенах дырами от снарядов «Града».

«Более 70 процентов дома было разрушено от двух снарядов «Града». Мы с Магрезом в то время учились, а отец один не мог все осилить. К нам приходили несколько комиссий, что-то записывали, а потом пропадали. Кое-что мы подремонтировали своими силами, а десятки обращений и заявлений так ничего и не дали», – рассказывает Александр.

После войны им кое-как подлатали крышу. В буквальном смысле слова, кое-как: «строители» использовали необработанные балки и накрыли кровлю, не потрудившись закрыть фронтоны, через которые заливал дождь. Все это семье пришлось исправлять и доделывать самим, чтобы сохранить хоть что-то из многолетнего труда отца и свои работы.

Художник, повар, ювелир, учитель

Александр говорит, что одним искусством на проживание не заработаешь, поэтому время от времени он пробовал себя в других областях. Впрочем, не очень далеких от творчества.

Какое-то время он работал поваром в одном из суши-баров города – «Сакуре», полгода трудился во Владикавказе ювелиром, но потом отец заболел, старший брат учился в России, и Александру пришлось вернуться домой.

Помимо живописи парень серьезно увлекался музыкой. Все началось с участия в бардовском фестивале.

«Я три года ездил в бардовские лагеря. Все говорили, что у меня хорошо получается играть на гитаре. Я забросил живопись и взялся за гитару. Мне предложили пойти в Лицей искусств преподавателем, и я согласился», – рассказал он.

В Лицее искусств Александр проработал пять лет. Потом из-за проблем со слухом занятия музыкой ему пришлось оставить.

Недавно они открыли в своем доме багетную мастерскую, теперь Александр выполняет только заказы.

Художнику нужна свобода

На второй этаж дома ведет старая деревянная лестница. Александр показывает на стену слева, которая от взрыва снаряда вообще обрушилась на соседний дом. Ее ребята также подлатали сами.

От холода спасают лишь пластиковые окна, которые им установили после войны, – двухэтажный дом зимой никак не отапливается. Смысла в отоплении просто нет.

«А что делать? Терпим. Правда все гости разбегаются, замерзают», – говорит он.

На стенах вместо обоев висят старые советские календари, картины его старшего брата Магреза и несколько набросков отца.

«Отец после 90-х перестал писать, надо было содержать семью, времени на творчество не оставалось. Я считаю, что творческий человек должен быть свободен, чтобы творить», – рассуждает Александр.

Дороги назад нет

Магрез недавно окончил художественную академию в Санкт-Петербурге и решил провести какое-то время дома перед отъездом. Он говорит, что слишком много времени посвятил живописи.

«Дороги назад нет», – замечает он.

После четырех лет учебы в СОГУ уже известный художник Вадим Каджаев предложил Магрезу попробовать поступить в питерскую академию. Он до сих пор благодарен Вадиму за поддержку и за то, что он помог ему осуществить мечту.

Магрез рассказывает, что почти все родственники были против его поездки в северную столицу. Да и он сам не был уверен в своих силах, но, тем не менее, пошел за своей мечтой.

«Я ничего не терял. Меня не остановило то, что все были против, и я уехал в Питер. «Отвольничал» там несколько месяцев и могу сказать, что за три месяца я научился там большему, чем за четыре года в СОГУ. В первый год поступить не удалось, сдал экзамены, но не набрал достаточно баллов. Вернулся в СОГУ, но чувствовал какое-то опустошение, расстроился», – вспоминает он.

Через какое-то время Вадим Каджаев вновь уговорил его попытать удачу, второй раз она уже была на его стороне. Магрез окончил художественную академию с красным дипломом.

Он говорит, что к нему относились лучше, чем к местным студентам.

Недавно Магрез подал заявку на участие в конкурсе «Лучший выпускник года», который объявил вуз. Он уже отправил эскизы, выбрав темой своей работы «Бессмертный полк».

«Это ближе», — говорит молодой художник.

Своей лучшей работой он считает свой дипломный проект «Мать – Осетия».

Подумывает Магрез и о первой персональной выставке, которую хотел бы организовать в родном Цхинвале.

А пока главной заботой этой замечательной династии художников остается разрушенный дом.  (Диана Козаева)