48 лет ювелиром: работа кропотливая, но это того стоит. Маирбег Джиоев о своей профессии.
В мастерской ювелира Маирбега Джиоева царит полная тишина. Мастерская расположена в Доме быта Цхинвала. В абсолютной сосредоточенности, засучив рукава, он вновь взялся за очередное восстановление золотого изделия. Сорок восемь лет стажа в этой профессии позволяют ему за короткое время справляться даже со сложной работой. Возрождение украшения в его умелых руках происходит за час и даже быстрее.
«Быть ювелиром — кропотливый труд», — на время оторвав свой взгляд от изделия делится с корреспондентом «Рес» Джиоев.
Вернувшись к работе, протирает запотевшее от напряжения лицо и продолжает, что работа ювелира требует полной сосредоточенности и максимального внимания.
«Ювелир — это скрупулезная работа, и очень капризная. Все твое внимание должно быть направлено на изделие, и от постоянного напряжения глаз портится зрение. Каждый месяц проверяюсь у врача, хотя зрение у меня стопроцентное, глаза болят, приходится капать капли», — говорит он.
По специальности Джиоев бухгалтер. Бухгалтером он поработал неполный год. Потом был призван в армию, а после службы два года трудился на металлургическом заводе в трубопрокате. Как он отмечает, это тоже была интересная работа, но не так его увлекла, как мастерство ювелира.
Сейчас Джиоев занимается лишь восстановлением ювелирных изделий, а раньше создавал украшения сам, работая в Тбилисском ювелирном заводе. Он с теплой улыбкой вспоминает старые времена. Эта творческая работа, по его словам, подпитывала его самыми положительными эмоциями, он настолько сильно любил создавать украшения, что не знал усталости, хотя работа была крайне трудоемкой.
«Меня взяли в завод пока в качестве ученика. Сперва работал в позолоте, уже на второй день начал работать без чьей-либо помощи. Мое трудолюбие руководство через месяц оценило вполне приличным на то время гонораром в 600 рублей. Я и сам был удивлен, когда ко мне пришли и попросили забрать свою заработную плату. Тогда такие деньги даже опытные работники не получали. Потом уже перешел в цех, где создавали ювелирные украшения», — делится Маирбег Андреевич.
В обучении изготовлению золотых изделий Джиоеву тоже не понадобилось много времени, чтобы узнать эту изобретательную работу. Уже через два месяца он наравне с опытнейшими ювелирами завода творил красоту.
«На заводе я сразу освоил азы ювелира. Через два месяца сам без проблем и чьей-либо помощи стал создавать украшения. Мне сильно нравилась эта работа. Мы там создавали все ювелирные изделия, кроме часов. Красивые серьги, кольца, браслеты, нам приносили эскизы, а мы с радостью творили. Каждый из нас делал свою работу с душой. Наш завод тогда считался одним из лучших, выпускал качественную продукцию», — говорит он.
В месяц Маирбег Андреевич мог создать украшений более двух килограммов. Такое количество в их заводе считалось большим.
На Тбилисском ювелирном заводе он проработал двадцать лет. Но вынужденно покинул любимую работу, когда тогдашний президент соседней Грузии Звиад Гамсахурдия объявил войну Родине мастера — Южной Осетии.
«Я уже не смог там работать, душа не лежала к этому, поэтому покинул Тбилиси. В 1991 году переехал жить в Северную Осетию. Вернулся на Родину тоже во время всех военных действий, в том числе в 2008 году был здесь», — отмечает Джиоев.
В Северной Осетии он продолжил свое дело. Начал работать ювелиром в Художественном фонде. Позже открыл собственную мастерскую. Во Владикавказе своими украшениями и талантом радовал любителей красоты целых 23 года.
Продолжил заниматься своим ремеслом в Южной Осетии. Вернувшись на родину в 2016 году, он нашел себе мастерскую в доме быта, где трудится по сей день.
Корреспонденту «Рес» он показал обручальное кольцо, которое слепил сам. Блестящее золотое изделие по праву можно назвать шедевром. Видно, что для изготовления изящного украшения мастер не пожалел сил.
«Родственники попросили создать кольцо, я не мог отказать, а так я в основном занимаюсь лишь восстановлением украшений», — скромно отметил Джиоев.
Ветеран труда говорит, что будет работать до тех пор, пока позволяют силы.
«Я, как одно целое со своей работой. За столько лет так сжился с этой профессией, что не представляю себя в другой работе», — заметил он.
Маирбег Андреевич говорит, что для него главное не заработок, тем более, за свою работу он берет гроши. Он отмечает, что работает для души и сам бывает непомерно рад, когда человек из его мастерской выходит счастливым и радостным.
Авторство:
Зарина Хубаева, «Рес»