Джиоев Мелитон Николаевич.
Танкист из Сунжи.
Память о великом подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны живет во всех семьях нашей страны. Эта память переходит от одного поколения к другому, от отцов к сыновьям и внукам.
1418 дней и ночей не умолкали битвы и сражения на фронтах от Белого до Черного морей.
Изрытые снарядами поля Подмосковья, пропитанная кровью земля Сталинграда, грозные предгорья Кавказа, огненная Курская дуга, Берлинская операция – легендарные и победные рубежи, где была разбита фашистская военная машина.
Когда над поверженным Берлином водрузили наше Знамя Победы, на закопченных стенах рейхстага советские воины написали – кто штыком, кто гильзой – свои имена: в знак личной причастности к Великой Победе.
Оставил свой автограф на рейхстаге и наш героический земляк, участник Великой Отечественной войны Мелитон Николаевич Джиоев, светлая память о котором и сегодня жива в с. Сунже.
Он прошел через суровые испытания войной, которые тяжелым отпечатком отложились в его судьбе.
Родился Мелитон Николаевич в 1919 году в с. Цоне Джавского района Южной Осетии.
В 1935 году семья переехала в с. Ногир Северной Осетии. Здесь он закончил среднюю школу, начал работать трактористом в местном колхозе.
В 1939 году был призван на действительную военную службу в ряды Красной Армии. За короткий срок освоил специальность танкиста: помог опыт работы трактористом.
В 1939–1940 гг. был участником Советско-финляндской войны. Приобрел опыт участия в боевых операциях в составе танковых частей РККА.
Великая Отечественная война началась для него на границе с Польшей. В первые же дни пришлось отражать натиск немецких танковых клиньев в Винницкой области, в районе городов Шепетовка, Киев, на правом берегу Днепра.
Мелитон Николаевич – участник битвы за Москву.
Обстановка на фронте требовала от танковых соединений активности, маневренности, способности реагировать на изменение оперативной ситуации.
В одну их таких ситуаций попал Джиоев. Было это в подмосковной деревне Медведково…
Вернувшиеся из этой деревни разведчики рассказали о зверствах фашистов, сообщили о том, что немцы строят виселицы и собираются казнить 15 человек за отказ назвать местоположение партизан.
– Этого никак нельзя допустить, – решили Мелитон и его сослуживцы. Но как спасти людей? Деревня находилась за линией фронта. Было слишком опасно. В то же время нельзя было терять ни минуты. Тут же заработали моторы танков. Первым рванул вперед танк Мелитона Джиоева.
Внезапное появление советских танков в Медведково застало немцев врасплох. Застрочили танковые пулеметы… Людей удалось спасти.
Лето 1943 года… Военные действия приостановились.
Немецкое командование было уверено в своей победе. Специально для этой битвы в строй вводилась новейшая техника: тяжелый танк «Тигр», средний танк «Пантера», тяжелое самоходное орудие «Фердинанд», штурмовая противотанковая авиация.
Готовилась гигантская битва, в которой с обеих сторон участвовали более двух миллионов человек.
«В лоб новейшие немецкие танки не возьмешь», – отметил командир танкового корпуса П.Ротмистров. Советские танки КВ и Т-34 поражали танк противника только с расстояния около 500м., тогда как немецкий «Тигр» попадал в цель с расстояния около 2 км.
Учитывая эти факты, командующие танковыми корпусами Ротмистров, Катуков и Кравченко приняли решение сменить тактику: атаковать противника из засад. В результате уже к концу первого дня Курской битвы почти половина всех «Фердинандов» вышла из строя. Поле битвы было завалено искореженными «Тиграми» и «Пантерами». Из засад в боковую броню этих хваленых «монстров» точно попадали наши проворные Т-34. Ставка гитлеровцев на тяжелые и сверхтяжелые танки не оправдала себя.
Битва под Прохоровкой решила исход Курской битвы, где вновь отличился Мелитон. Вот как об этом пишет командир 49-го танкового батальона в представлении Мелитона Джиоева на заслуженную награду: «В танковых боях на Воронежском фронте с озверевшими фашистами с 05.07.1943 г. по 15.07.1943 г., при обороне деревни Покровка, высоты 251.2 и хутора Гремучий, командир башни сержант Джиоев М.Н. проявил себя как мужественный, хорошо знающий свою специальность младший командир. В бою указывал командиру цели, мгновенно заряжал оружие. Благодаря его проворности экипаж сумел уничтожить 2 танка Т-4, 2 автомашины с пехотой, автомашину с прицепным шестиствольным минометом, эвакуировал с поля боя 3 танка и 85 мм зенитную пушку.
За отвагу и геройство, за находчивость и боевые заслуги товарищ Джиоев достоин правительственной награды – ордена Красной Звезды».
В битве на Курской дуге наш герой совершил еще один подвиг. Увидев, что командир Шутов тяжело ранен, под непрерывным пулеметным огнем он пополз к нему на помощь. Взвалив раненого на спину, тащил его до своего расположения, пока не отдал в руки медработников. Так, рискуя собой, он спас жизнь своему командиру.
В районе сел.Лозовая Винницкой области подбил немецкий самолет.При освобождении Варшавы танк Мелитона был подбит немцами и член его экипажа получил тяжелое ранение,однако,несмотря на окружение,Мелитон доставил его в безопасное место.
В последние месяцы войны во время проведения боевых операций в г. Берлине Мелитон Николаевич служил уже на другом ответственном участке фронта: он заведовал складом горюче-смазочных материалов. И на этом посту он в любой обстановке всегда в срок обеспечивал советские боевые машины всем необходимым.
Каждая героическая фронтовая веха М.Н. Джиоева отмечена заслуженной высокой наградой Родины: медалями «За отвагу», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».
Он неоднократно был отмечен благодарностями и грамотами Верховного главнокомандующего, командующего 1 Гвардейской танковой армией гвардии генерал-полковника танковых войск М. Катукова.