Пути-дороги фронтовика: война и мир Ягора Джиоева.

Георгий (Ягор) Николаевич Джиоев – ветеран Великой Отечественной войны, прошедший фронтовыми дорогами и дошедший до Берлина, человек, ставший символом мужества и отваги для многих поколений.
С первых дней войны Джиоев встал на защиту своей страны, участвовал в боях на разных фронтах, проявлял мужество и героизм в самых сложных ситуациях. Видел ужасы войны, но не терял веру в победу. Ягор Николаевич был в числе тех, кто освобождал города и деревни, кто сражался за каждую пядь земли, и одним из тех, кто дошёл до Берлина.
Награжден орденами Отечественной войны I-й и II-й степеней, орденом Александра Невского, двумя орденами Красной Звезды, медалями «За победу над Германией», «За взятие Берлина», «За оборону Кавказа», «За освобождение Праги», «20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В числе наград – благодарности и похвальный лист за мужество в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и героическую защиту Марухского перевала.

При жизни Ягор Джиоев о Великой Отечественной рассказывал немного, говорил, что война началась неожиданно и многие тогда не понимали, что их ждёт впереди. Но они были полны решимости защитить свою Родину. Ягор Николаевич участвовал в крупных сражениях, был свидетелем страшных боев, потерь друзей и сослуживцев, но не сдавался и продолжал бороться.

ОБМОРОЖЕНИЕ И ГИБЕЛЬ ДРУЗЕЙ
Ягор Джиоев ушел на фронт в 1941 году. Был зачислен в состав 394-й стрелковой дивизии 46-й армии, формировавшейся в районе Восточной Грузии. Джиоев был политруком второй саперной роты 674-го отдельного саперного батальона. В конце декабря 1941 года 394 дивизия была переброшена в район города Сухума для обороны побережья Черного моря. Летом 1942 года частям, в которых служил Джиоев, было нелегко. Потерпев поражение под Москвой, немецко-фашистские войска двинулись на Кавказ. 24 июля 1942 года ценой больших потерь противнику удалось захватить Ростов, форсировать Дон. В августе 1942 года немецко-фашистские войска вступили в Майкоп, Краснодар, Минеральные Воды, Пятигорск и Прохладный. Они подошли к Моздоку и достигли Клухорского, Марухского и Санчарского перевалов.
«15 августа 1942 года нашу дивизию перебросили на фронт в сторону Клухорского и Марухского перевалов. Здесь мы столкнулись с трудностями. Не было дорог, мы были вынуждены строить их в тяжелых горных условиях. Для прохождения наших войск строим дзоты для пулеметчиков на возвышенностях…
21 августа 1942 года на Клухорском перевале погиб Семен Хасиев. Похоронен мною», – писал он в дневнике, который вел на протяжении всей войны.
Части 394-й стрелковой дивизии были направлены на Клухорский и Марухский перевалы. Не было дорог для перевозки грузов и обеспечения воинских частей боеприпасами, продовольствием, вооружением, обмундированием и медикаментами. Ближайший полевой госпиталь находился в селе Захаровке в 140 километрах от линии фронта.
Климат в горах суров: часто случались метели, снежные лавины… Единственным видом транспорта для снабжения воинов в горах был вьючный транспорт. Позже силами сапёрного батальона, в котором служил Георгий Джиоев, и населения Абхазии была проложена дорога длиной 60 километров в ущелье реки Кодоры.
Джиоев всегда был рядом с воинами, разделял с ними тяготы фронтовой жизни и личным примером вдохновлял их на выполнение боевых задач. Во время службы он обморозил ноги. После лечения в госпитале вернулся на фронт и продолжал выполнять боевые задачи, участвовал в боях на Кубани.
«25 сентября 1942 года. Лежал в госпитале. 7 ноября направили на Марухский перевал. Обморозил ноги. Жили в шалаше под снегом. 16 декабря выехали из Марухского перевала», – вспоминал он.
С 27 августа по 1 сентября 1942 года на подступах к Марухскому перевалу шли упорные бои. 5 сентября началось наступление гитлеровской 1-й горнострелковой дивизии «Эдельвейс», целью которого было захватить седловину. К концу дня наступление увенчалось успехом.
Однако дальнейшее продвижение немецких войск было остановлено в полутора-двух километрах южнее Марухского перевала частями 810-го стрелкового полка, которые заняли оборонительный рубеж у горы Марух-Баши, закрывающей доступ в Марухское ущелье.
После нескольких дней боёв за этот рубеж 7 сентября к бойцам 810-го полка пришло подкрепление в виде трёх батальонов из состава 107-й и 155-й стрелковых бригад. Бои за этот рубеж продолжались с переменным успехом в течение всего сентября и октября 1942 года. Однако 25 октября советские части захватили ключевые позиции на подходах к перевалу, закрепились на них и уверенно отражали контратаки противника до конца 1942 года.

ВСТРЕЧА ЗЕМЛЯКОВ
В январе 1943 года, советские части перешли в общее наступление, противник отвёл свои войска с Марухского перевала на север. Провал попытки немецких войск прорваться через Марухский перевал в тыл советским войскам, действовавшим на туапсинском и новороссийском направлениях, сыграл важную роль в срыве планов немецкого командования по развитию наступления в Закавказье.
«6 января 1943 года получили приказ перебросить нашу дивизию на Кубань. Начали наступать на юго-западный фронт (Кубань), дивизия понесла большие потери. Офицерский состав перебросили во вновь сформированную дивизию в Ростовской области…
23 февраля 1943 г. встретил Яшу Гаглоева. Очень обрадовались друг другу. С питанием было тяжело. Кушали мясо умерших коней», – писал Джиоев в дневнике.
В феврале 1943 года перед дивизией была поставлена задача освободить станицу Абинскую. Это был крупный населённый пункт, в котором насчитывалось более 3200 домов. В районе хутора Берегового нашим войскам необходимо было преодолеть водную преграду. Сапёрному батальону, в состав которого входила рота под командованием Ягора Джиоева, предстояло подготовить переправу.
Несмотря на интенсивный миномётный и пулеметный огонь противника, сапёры выполнили свою задачу, обеспечив успешное продвижение дивизии. В этих боях принимал участие и Джиоев.
В годы ВОВ военные обучались в различных учебных заведениях и на курсах, чтобы готовить квалифицированные кадры для армии. Создавались военные училища, академии, курсы для переподготовки и повышения квалификации офицеров и солдат. Обучение проводилось по различным специальностям: от пехоты до артиллерии, танковых войск, авиации и флота. В июне 1943 г. Ягора Джиоева тоже направили в Московское военно-инженерное училище на учебу. В июне 1944 г. после его окончания он был направлен в Первый Украинский фронт, в 76 корпус в 106 дивизию. Назначили его командиром саперного взвода 12-го отдельного саперного батальона.
«31 декабря 1944 г. нашей дивизии вручили орден Красного Знамени за успешное проведение боевой операции в районе села Наталовка, Херсонская область, Каховский район», – вспоминал участник ВОВ.

ЗАПИСНАЯ КНИЖКА – КАК ОТРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ
Свой боевой путь Ягор Джиоев фиксировал в небольшой записной книжке, которую бережно хранил всю жизнь. В ней подробно описывал продвижение советских войск и рассказывал о своих погибших товарищах. Записи были для него способом сохранить память о тех, кто не вернулся с войны, и о важных событиях времен Великой Отечественной.
В жизни каждого человека бывают моменты, которые оставляют неизгладимый след в душе и меняют его навсегда. Для многих ветеранов ВОВ такими моментами стали дни сражений и потерь товарищей. Чтобы сохранить память о погибших и без вести пропавших воинах, о сражениях, изменивших ход истории, они бережно хранили различные документы. Эти записи были не просто фиксацией событий. Ягор Джиоев понимал, как важно не забыть о тех, кто отдал свою жизнь за Родину. Дневнику он доверял не только факты, но и свои мысли, чувства, переживания.
Благодаря записям он мог анализировать происходящие события на фронтах Великой Отечественной. Заметки помогали понимать, как складывалась ситуация на фронте.
Записная книжка для ветерана было способом сохранить воспоминания о войне. Его пример напоминает нам о важности сохранения исторической памяти, о необходимости уважать и помнить о подвиге тех, кто отдал свою жизнь за свободу.

ПОБЕДА И МИРНАЯ ЖИЗНЬ
В феврале 1945 года 106-я стрелковая дивизия форсировала реку Одер. Ягор Джиоев руководил работой паромной переправы. Когда переправа была готова, он со своим взводом провёл разведку реки. Во время выполнения задачи был ранен, но продолжал выполнять свои обязанности.
«3 мая 1945 г. перешли через реку Эльба. Закончили уничтожать немецкие группировки на юго-западной стороне Берлина…
9 мая перешли чехословацкую границу. Прибыли в Прагу. Здесь нас от радости закидали цветами. После того, как Советская армия дошла до Берлина, нас направили в Чехословакию, где воевали против Власовской армии и разгромили их с успехом», – писал Джиоев в записной книжке, в которой подробно описал свой боевой путь.
Оттуда его направили в город Луцк командиром саперной роты в 40-ую инженерную сандомирскую ордена Богдана Хмельницкого и Кутузова бригаду в 22 гвардейский батальон. В конце 1945 года демобилизовался.
В мирное время Ягор Джиоев занимал различные посты на предприятиях города Цхинвала. Когда он отправился на фронт, оставил дома жену и двоих детей. После окончания войны в семье Джиоевых родился третий ребёнок. Ягор Николаевич прожил долгую и счастливую жизнь, воспитал детей и внуков, стал прадедушкой. Ветерана не стало на 98 году жизни.
Алена ДЖИОТЫ.
Газета Южная Осетия.